Конфликт интересов в госкорпорациях

Пятница, 06 Сентябрь 2013

С 2011 г. ограничения, запреты и обязанности, установленные для государственных служащих, распространены, в том числе, на работников госкорпораций. В этом смысле они подчиняются как Федеральному закону № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», так и Федеральному закону № 273-ФЗ «О противодействии коррупции в РФ». Согласно статье 10 ФЗ-273: «под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства».

Под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего в статье понимается возможность получения при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Конфликт интересов в зависимости от его характера может быть предотвращен или урегулирован различными способами, часть из которых закреплены законодательно: 

  • изменение должностного или служебного поведения государственного служащего;
  • отстранение от исполнения должностных (служебных) обязанностей;
  • отказ от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов;
  • отвод или самоотвод государственного служащего;
  • передача принадлежащих ценных бумаг (акций), долей участия, паев, в доверительное управление;
  • перераспределение должностных обязанностей;
  • усиление ведомственного контроля;
  • установление коллегиального порядка принятия решений;
  • прекращение трудового договора и увольнение с государственной гражданской службы.

С учетом вышесказанного, давайте обратим внимание на государственную корпорацию «Внешэкономбанк», председателем которой является Владимир Александрович Дмитриев. Одновременно он входит в совет директоров ОАО «Интер РАО ЕЭС». Согласно положению о выплате членам совета директоров ОАО «Интер РАО ЕЭС» вознаграждений и компенсаций, за участие в работе директоров его члены получают вознаграждение.

При этом за последние пять лет ОАО «Интер РАО ЕЭС» получило от Внешэкономбанка в разных видах финансирование почти на миллиард долларов. В июне 2010 года две организации подписали договор о приобретении акций в рамках дополнительной эмиссии акций ОАО «Интер РАО ЕЭС» по закрытой подписке. В соответствии с условиями договора Внешэкономбанк перечислил в ОАО 21,2 миллиарда рублей, которые были направлены на финансирование инвестиционного проекта по строительству Уренгойской ГРЭС. Кроме этого, Внешэкономбанк открыл для акционерного общества кредитную линию на 3,7 миллиарда рублей, которые были направлены на строительство второй очереди Сочинской ТЭС, которое ведется в рамках подготовки к Олимпиаде. Наконец, в 2008 году ОАО «Интер РАО ЕЭС» приобрело акции ЗАО «Молдавская ГРЭС» на 163 миллиона рублей за счет Внешэкономбанка.
Заместитель председателя правления государственной корпорации «Внешэкономбанк» Михаил Игоревич Полубояринов также является членом совета директоров ОАО «Русгидро», и получает за свою работу вознаграждение. В проекте 2010 г. по строительству Богучанской ГЭС можно усмотреть конфликт интересов: участие Внешэкономбанка в строительстве одного из крупнейших проектов ОАО «Русгидро», составляет 28,1 миллиардов рублей.

Далее — Алексей Владимирович Смирнов, который, судя по сведениям о доходах, в 2010 был замом председателя «Внешэкономбанка», а сейчас в правлении не состоит. В 2009 году началось финансирование проекта по развитию инфраструктуры индустриальных парков Калужской области (ОАО «Корпорация развития Калужской области»). В составе совета директоров этой организации есть Елена Александровна Смирнова. Ее должность — Заместитель начальника Департамента строительной индустрии – начальник Управления строительных проектов Департамента строительной индустрии Дирекции природных ресурсов и строительства Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности «Внешэкономбанк».

Мы не располагаем информацией о раскрытии конфликта интересов, но наличие аффилированности налицо. При этом оказания необоснованных преференций при проведении торгов либо заключения сделок между структурами может влечь дополнительные проверки налоговых органов (так как такие лица в силу ст.20 НК РФ признаются взаимозависимыми) или проверки антимонопольного ведомства на наличие нарушений законодательства о конкуренции.

Приведенные примеры соответствуют пункту 2.3 Письма Минтруда от 15 октября 2012 г. N 18-2/10/1–2088 «Об обзоре типовых случаев конфликта интересов на государственной и муниципальной службе РФ и порядке их регулирования». В частности, там указано следующее: «Государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, выполняет оплачиваемую работу в организации, которая является материнской, дочерней или иным образом аффилированной с иной организацией, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления». Владимир Александрович Дмитриев и Михаил Игоревич Полубояринов выполняют отдельные функции государственного управления в государственной корпорации «Внешэкономбанк» и выполняют оплачиваемую работу в аффилированной структуре. У Алексея Владимировича Смирнова на момент его работы в госкорпорации можно было также усмотреть личную заинтересованность.

Но российское законодательство оперирует разными терминами, говоря о конфликте интересов. Субъектов при конфликте интересов, налоговое законодательство называет «взаимозависимыми лицами», корпоративное – «аффилированными», антимонопольное – «группой лиц», а административное – «заинтересованными лицами», поэтому получается, что подозрительные сделки, если не одно из ведомств ими не заинтересуется, спокойно совершаются.

В России слишком много контрольных ведомств: от ФАС РФ до прокуратуры. Но прокуратура сейчас увлечена «охотой на ведьм» в стиле американского сенатора Дж. Р. Маккарти, а лучшие кадры СК РФ расследуют «важное» дело об оскорблении неуравновешенного депутата, в то время как другие ведомства продолжают воевать между собой за полномочия. Очевидно, что основная причина исключения таких дел из зоны общественного внимания в том, что всем настолько удобно заниматься бизнесом за государственный счет, что про закон можно и забыть.

Денис Примаков

    +1 (голосов 1)

Конкурс

yolkin-0

Приложения

Android app on Google Play

 
Вся представленная на сайте информация относительно персональных данных чиновников и депутатов была получена из открытых источников в СМИ до 1 октября 2013 г. АНО «Центр ТИ-Р» в своей деятельности строго следует конституционному принципу невмешательства в частную сферу жизни человека и подчиняется положениям ст.152.2 ГК РФ. При работе с информационными источниками АНО «Центр ТИ-Р» руководствуется нормой абз.2 п.1 ст.152.2 ГК РФ: «не является нарушением правил, установленных абз.1 настоящего пункта, сбор, хранение, распространение и использование информации о частной жизни гражданина в государственных, общественных или иных публичных интересах, а также в случаях, если информация о частной жизни гражданина ранее стала общедоступной либо была раскрыта самим гражданином или по его воле»