Защита заявителей в Указе

Среда, 03 Апрель 2013

3 апреля 2013 г. вступил в силу Указ Президента "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции».

Документ, главным образом, посвящен двум темам – порядку декларирования и отчетности и правам заявителей о коррупции.

При этом правам заявителей, которые в тексте никак не названы, уделено всего два пункта.  Пункт 21(а) говорит о гарантиях государственному служащему  или служащему государственных корпораций, сообщившему о фактах коррупции, – к нему могут быть применены меры административного характера в особом порядке в течении года после  сообщения им о коррупционных фактах. Особый порядок заключается в том, что рассмотрение дисциплинарного проступка осуществляется на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересовВ таком заседании комиссии может принимать участие прокурорПредседатель комиссии представляет прокуроруосуществляющему надзор за соблюдением законодательства о государственной службе или законодательства о труденеобходимые материалы не менее чем за пять рабочих дней до дня заседания комиссии.

Можно было назвать эту меру положительной, если бы, во-первых, участие прокурора было бы обязательным, а не факультативным (на что указывает глагол «может»). Во-вторых, комиссия по соблюдению требований к служебному поведению является подразделением организации, где работают сотрудники, о коррупционных проявлениях которых были сообщения. Другими словами, ничего не стоит возбудить дисциплинарное дело на сотрудника за минимум однократное опоздание, и всегда можно найти в работе сотрудника недостатки, к тому же данная гарантия не распространяется на родственников  заявителя, которые работаю в этой организации.

ТИ-Р предлагает более действенную гарантию – конфиденциальность заявителя (пример, заявитель по делу N) при этом лицо, принявшее заявление должно нести личную ответственность, при разглашении данных о заявителе или о деле должно нести уголовную ответственность.

Более того, предлагается, чтобы к заявителю на все время расследования по фактам о коррупции не могли быть применены формы дискриминации (трудовые, материальные и т. д.), в том числе в отношении членов семьи.

Второй пункт Указа (21(б)), посвященный правам заявителя, касается физических лиц, не состоящих на службе. В нем говорится, что  участники государственной системы бесплатной юридической помощи, указанные в части 1 статьи 15 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», обязаны оказывать бесплатную юридическую помощь гражданам в подготовке сообщений о фактах коррупции, а также в случаях нарушения законных прав и интересов граждан в связи с такими сообщениями.

Эта норма недействующая, поскольку, чем поможет адвокат при отсутствии гарантий безопасности  и стимулов для сообщения (введение уголовной ответственности при не сообщении о фактах коррупции, находящихся в их компетенции; во многих странах осуществляют выплаты заявителям о коррупции в процентном соотношении от суммы  возврата в государственный бюджет), без разработанной программы защиты заявителей о коррупции? В УПК нет даже отдельного процессуального статуса для таких лиц, а гарантии, закрепленные за свидетелем, не подходят для заявителя.

    0

Конкурс

yolkin-0

Приложения

Android app on Google Play

 
Вся представленная на сайте информация относительно персональных данных чиновников и депутатов была получена из открытых источников в СМИ до 1 октября 2013 г. АНО «Центр ТИ-Р» в своей деятельности строго следует конституционному принципу невмешательства в частную сферу жизни человека и подчиняется положениям ст.152.2 ГК РФ. При работе с информационными источниками АНО «Центр ТИ-Р» руководствуется нормой абз.2 п.1 ст.152.2 ГК РФ: «не является нарушением правил, установленных абз.1 настоящего пункта, сбор, хранение, распространение и использование информации о частной жизни гражданина в государственных, общественных или иных публичных интересах, а также в случаях, если информация о частной жизни гражданина ранее стала общедоступной либо была раскрыта самим гражданином или по его воле»