Новый отчет ГРЕКО по России

Вторник, 02 Апрель 2013

Группа стран по борьбе с коррупцией или ГРЕКО (Group of States against Corruption, GRECO) была создана в 1999 г. для мониторинга антикоррупционных стандартов Совета Европы в странах, вступивших в эту организацию. Эти стандарты изложены в ряде актов, перечисленных ниже.

Прежде всего, это Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 1999 г.,  вступившая в силу с 1 июля 2002 года. Для Российской Федерации данный документ вступил в силу с 1 февраля 2007 года. Россия ратифицировала Конвенцию Федеральным законом от 25.07.2006 N 125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию». Указом Президентоа РФ от 18 декабря 2008 г. № 1800 «О центральных органов РФ, ответственных за реализацию положений Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, касающихся международного сотрудничества» на Минюст возложена обязанность сотрудничества с международными организациями по гражданско-правовым вопросам включая гражданско-правовые аспекты уголовных дел, на Прокуратуру РФ – иные вопросы международного сотрудничества.

В Конвенции были разъяснены такие важные понятия, как «должностное лицо», «публичный служащий», «мэр», «министр», «судья». Также были описаны распространяемые и на частный сектор понятия «активный подкуп» и «пассивный подкуп». Ратификация Конвенции требует  от государств-участников выработать нормы на основе международных договоренностей, которые повлекут обязанность установления единообразного и принятого на взаимной основе законодательства и учета национального законодательства при проведении  расследования дел коррупционных дел.

Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию вступила в силу с 1 ноября 2011 г. после ее ратификации 14 государствами. 20 Руководящих принципов  по борьбе с коррупцией были приняты 6 ноября 1997 года на 101-й сессии Совета Европы Резолюция (97) 24 Комитета министров. В этом документе впервые было провозглашено, что коррупция стала международной проблемой и в борьбе с этим злом нужна координация сил международного сообщества в обнаружении и пресечении коррупционных преступлений. И наконец, Рекомендация Совета Европы № 7 R (2000) 10 о кодексах поведения для государственных служащих, была принята на 106 сессии Комитета министров Совета Европы 11 мая 2000 г. вместе с приложением – Модельным кодексом поведения для государственного служащего. Все эти акты не были ратифицированы Россией.

Задачей ГРЕКО является реализация контрольных механизмов в отношении этих актов. Основной формой деятельности ГРЕКО выступает процесс взаимной оценки. Он помогает идентифицировать пробелы в национальной антикоррупционной политике, инициируя проведение  необходимых законодательных и институциональных реформ. Эта работа включает прохождение страной раундов оценки, каждый из которых посвящен изучению определенной темы.

С января 2012 года начался четвертый раунд оценки, который посвящен следующим вопросам:

  • Этические принципы членов парламента, судей и государственных служащих;
  • Урегулирование конфликта интересов и правоприменение в этой области;
  • Декларации доходов и активов;
  • Активность общественности в обнаружении коррупции.

15 марта 2013 года ГРЕКО в дополнение к докладу о выполнении рекомендаций РФ опубликовала Сводный доклад, в котором ранжировала все рекомендации по двум группам – «успешно выполнены» и «частично выполнены». В первой группе оказались рекомендации, связанные с  тем, что РФ должным образом проводит оценку коррупции в стране . В документе отмечается, что Россия проводит регулярные социологические опросы по темы бытовой коррупции и коррупции в бизнесе (2012). Также отмечаются усилия российских властей организовать в рамках Рабочей группы при Совете по противодействию коррупции диалог между представителями государственной власти, бизнес сообществом  и гражданским обществам по вопросам борьбы с коррупцией. Кроме этого, Россия успешно выполнила рекомендацию по  адекватному распределению дел между правоохранительными органами,   по расширению категории лиц, подпадающих под нормы о противодействии коррупции , о доступе населения полной и точной информации по разработке кодексов этического поведения для государственных чиновников. 

Частично выполненными были признаны следующие рекомендации:

  • По установлению режима исключительного уголовного преследования за коррупционные преступления.  В документе указывается, что, несмотря на определение коррупции, содержащейся в ст.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 278-ФЗ «О противодействии коррупции», составы коррупционных преступлениях до сих пор содержатся, в том числе и в КоАП РФ – ст. 19.28; 
  • По усилению независимости правоохранительных органов и по усилению судебной власти; 
  • По снижению числа лиц, защищенных иммунитетом; 
  • По созданию отдельных административных судов, в рамках которых можно обжаловать решение должностных лиц; 
  • По закреплению ответственности юридических лиц, причастных к коррупционным деяниям; 
  • По защите заявителей о коррупционных нарушениях. 

В заключении доклада сказано, что Россия из 26 принятых на себя обязательств 15 успешно выполняет, в то время как 11 рекомендаций признаны «частично выполняемыми».  Подчеркивается, что за прошедшие 18 месяцев РФ достигла значительных результатов – в антикоррупционной сфере были приняты 14 федеральных законов, 750 других нормативно-правовых актов, в том числе 11 Указов Президента. Также отмечается, что позитивным фактором вы борьбе с коррупцией стала  централизация уголовного преследования по коррупционным делам в рамках СК РФ.

Как отмечается в докладе, имеются и до сих пор нерешенные проблемы и коллизии в законодательстве и правоприменении. Так, не установлен принцип об исключительном уголовном преследовании за коррупционные нарушения, а нормы о конфискации не распространены на все коррупционные преступления.   Представители ГРЕКО выражают обеспокоенность тем фактом, что большинство чиновников продолжают пользоваться иммунитетом от уголовного преследования, что препятствует адекватному правоприменению и предупреждению коррупционных преступлений. Работа только начата и необходимо усиливать антикоррупционные механизмы, такие как эффективный судебный контроль публичной администрации, беспрепятственный доступ к информации о коррупционных преступлениях и усиление защиты заявителей.

Денис Примаков

    0

Конкурс

yolkin-0

Приложения

Android app on Google Play

 
Вся представленная на сайте информация относительно персональных данных чиновников и депутатов была получена из открытых источников в СМИ до 1 октября 2013 г. АНО «Центр ТИ-Р» в своей деятельности строго следует конституционному принципу невмешательства в частную сферу жизни человека и подчиняется положениям ст.152.2 ГК РФ. При работе с информационными источниками АНО «Центр ТИ-Р» руководствуется нормой абз.2 п.1 ст.152.2 ГК РФ: «не является нарушением правил, установленных абз.1 настоящего пункта, сбор, хранение, распространение и использование информации о частной жизни гражданина в государственных, общественных или иных публичных интересах, а также в случаях, если информация о частной жизни гражданина ранее стала общедоступной либо была раскрыта самим гражданином или по его воле»